Скачать презентацию Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения, условие

Скачать Текст выступления на педсовете

«Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения,

условие развития творческих способностей»

Читать далее

Часть I. Практическая

В наступившем ХХI веке происходит смена общеобразовательной парадигмы:
предлагаются вариативное содержание образования и новые педагогические технологии, современные педагогические концепции и идеи.
В этих условиях особенно актуальное значение приобретает развитие профессионального мастерства учителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях и применительно к различным ситуациям.
Решение задач, поставленных перед системой народного образования, во многом зависит от эффективности методической работы, проводимой внутри школы.
На качество методической работы влияют многие факторы, такие, как использование разнообразных форм и методов, создание определенных организационно- педагогических условий, способствующих развитию творчества учителей.

Сегодня тема нашего педагогического совета звучит так «Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения, условие развития творческих способностей».

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Технология включает воспроизводимые элементы действий и гарантированные результаты (без учёта личности учителя и учащегося).

Технологии присущи:

- системность (алгоритмичность);

- воспроизводимость (тиражируемость);

- прогнозируемый, гарантированный

результат;

- исчерпывающая оптимальность;

- природосообразность.

Современные технологии обучения:

технология коллективного способа обучения

организационно – деятельностные, имитационные игры

технология проектного обучения

технология исследовательской деятельности

технология личностно-ориентированного обучения

технология разноуровнего обучения

технология полного усвоения знаний, блочно-модульная

технология концентрированного обучения

кейс-технология

технология проблемного обучения

технология развивающего обучения

технология интегрированного обучения

технология развития критического мышления учащихся

Кейс-технология

Кейс технология – интерактивная технология на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Характеристики:

- умение воспользоваться теорией;

- обращение к фактическому материалу;

- ситуационный анализ.

Цель: научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

- анализировать информацию;

- сортировать её для решения определенной задачи;

- выявлять ключевые проблемы;

- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их;

- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Реализация технологии:

- метод ситуационного анализа

- ситуационные задачи и упражнения

- метод ситуационно-ролевых игр

- игровое проектирование

- метод дискуссии

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Цель: способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Характеристики:

- направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как основного содержания обучения;

- постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;

- столкновение учащихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями, потребности разрешить противоречие;

- рефлексивная деятельность учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.

Реализация технологии:

- проблемное изложение

- поэтапное формирование умственных действий

- частично-поисковое обучение

- проблемно-исследовательское обучение

- метод «мозговой атаки»

- решение практических проблем

Концепции развивающего обучения

  1. Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
  2. Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
  3. Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
  4. Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
  5. Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
  6. Концепция С.А .Смирнова направлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
  7. Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  8. Концепция Г.К. Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
  9. Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Технология развивающего обучения Л.В. Занкова

Цели обучения:

общее психическое развитие личности;

создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Принципы системы:

обучение на высоком уровне трудности;

изучение программного материала быстрым темпом;

ведущая роль теоретических знаний;

осознание школьниками процесса учения;

общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы:

многогранность;

процессуальность познания;

разрешение коллизий;

вариативность.

Содержание образования:

богатое содержание образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Технология интегрированного обучения

Интегрированный урокэто междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования.

Цель: обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных дисциплин при решении новых вопросов и задач.

Особенности структуры урока:

- предельная четкость, сжатость учебного материала;

- логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность;

- информационная емкость материала.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Существует множество типов урока это:

- урок формирования новых знаний,

- урок обучения умениям и навыкам,

- урок применения знаний на практике,

- урок повторения, систематизации знаний,

- закрепления умений,

- урок контроля и проверки знаний и умений,

-комбинированный урок.

Каждый из уроков конструируется в различных формах имеет свою структуру, цели и задачи.

Преимущества интегрированного обучения:

- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

- формирует комплексный подход к учебным предметам;

- повышает качество знаний учащихся;

- повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

- позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся;

- помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала;

- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Технология «Развитие критического мышления»

Технология «РКМ»- инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности личности, как средство развития системного мышления детей.

Основа данной технологии - базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия».

Стадия вызова (evocation) пробуждает интерес к изучаемому вопросу, вызывает уже имеющиеся знания, предположения, ассоциации по данному вопросу.
Стадия осмысления (realization) - это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Цели:

- развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать явления и др.);

- развитие способности к самообразованию.

Характеристики:

Учащиеся

- овладевают различными способами интегрирования информации;

- учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных идей и представлений;

- учатся строить логические цепи доказательств;

- выражать свои мысли ясно.

Методические приемы и стратегии РКМ

1.«Верю – не верю» (Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к прогнозированию и анализу понятий)

2. Заполнение «Бортового журнала» (Развитие мыслительных функций: обобщение и сопоставление.
Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) на стадии вызова, а затем текстовой информации на стадии рефлексии)

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

  1. «Толстые» и «тонкие» вопросы (Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления)

«Толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»

Дайте три объяснения:
- почему?

- в чем различие?

- что, если?

Кто? Что? Когда? Может? Как зовут?

4. «Ромашка Блума» (Систематизация возможных типов вопросов в соответствии с компонентами когнитивной (познавательной) деятельности)

5. «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (Помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания, схематизировать материал)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

6. «Кластеры» - выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана).

Для составления «кластера» необходимо графически оформить в определенном порядке смысловые единицы текста в виде грозди.

8. Денотантный граф - способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

(Развитие аналитического и синтетического компонентов мышления. Способ вычленения из текста существенных признаков)

Способ создания денотантного графа:

- выделение ключевого слова или словосочетания;

- чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку);

- точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения;

- дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки»;

- соотнесение каждого слова — "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Часть II. Практическая.

Тренинг «Что такое критическое мышление?»

Определение темы, цели тренинга

•Определить понятие "критическое мышление"

• Научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся

Ассоциации с понятием «Критическое мышление»

Работа в группе

Выберите 3 ключевых положения, характеризующих понятие "Критическое мышление".

Определение понятия «Мышление»

• работа в парах с текстом Мышление, подчеркнуть ключевые слова (Приложение 1)

• составление логических цепочек

• работа в четверках - обсуждение работы и выбор одного варианта

• афиширование результатов

Определение понятия «Критическое»

• работа с текстом Критическое, подчеркнуть ключевые слова (Приложение 1)

• афиширование

Определение понятия «Критическое мышление»

• индивидуальная работа, используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»

• обсуждение в четверках - выбор одного варианта

• составьте кластер «Характеристика критического мышления»

• прочтите текст Критическое мышление и маркером другого цвета дополните, скорректируйте кластер (Приложение 2)

• афиширование

• составление Денотатного графа «Критическое мышление»

• афиширование

• письменная рефлексия:

Читать далее