«Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения,
условие развития творческих способностей»
Группа 1
Относительно качества информации в данном документе можно сказать следующее. В статье высказаны факты, которые можно проверить, но также присутствует и субъективное мнение автора. На наш взгляд, в статье больше интерпретаций и суждений, чем конкретных аргументированных фактов.
Для нас некоторая информация, данная в статье не представляет ценности: ссылка на американские телеканалы и передачи, рассмотрение законопроекта американским конгрессом об увековечении памяти погибших.
Мы не можем полностью доверять этому источнику информации, т. к. нет ссылок на конкретные документы. Информация носит научно- популярный характер. Автор предлагает принять эти суждения на веру. Не можем проверить насколько точна информация. Для этого нам придется искать документы, подтверждающие ее обоснованность. В своей оценке статьи мы опирались на субъектный опыт нашей группы.
Приводятся несколько разных точек зрения, но они не являются альтернативными и не оспариваются автором
Группа 2
Нет фактов, поддающихся проверке раскрытия тайны Бермудского треугольника. Все предположения пока недоказуемы, и некоторые из них слабо аргументированы. Цель автора привлечь внимание к данной проблеме, хотя своей точки зрения на данный феномен у него нет. И в качестве вывода он делает заключение, что "тайна остаётся тайной".
Группа 3
Приведённые факты устрашающи, но все они требуют основательной проверки. Так как прошло более шести десятков лет, проверить все гипотезы практически не возможно. Предположения остаются только предположениями. А если он?
• Какую стратегию вы использовали для того, чтобы выполнить задание в отведенное время?
• Как можно воспользоваться предложенной схемой при планировании проекта детьми? Для каких видов работ она больше всего подходит?
Значение вопросов для развития критического мышления
Текст А
Таксономия Б. Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.
1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).
6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).
Навыки | Содержание | Что делают ученики | Глаголы-действия |
Знание | Определяются знания, которыми
владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с
информацией: -устанавливаются ключевые понятия
и термины, которые определяют основные идеи информации; -устанавливается, какие понятия
могут использоваться для формулирования собственной позиции | Впитывает, запоминает, узнает | Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) | Обобщаются основные идеи, которые
следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация
информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной
области знания: -имеется полное представление, как
информация разрабатывается, организуется и распространяется; -проводится дифференциация между
главными и вторичными источниками; -осознается, что информацию можно
построить на основе данных основного источника; -чтение текста и отбор основных
идей; -переструктурирование текста
своими словами и тщательный отбор данных; -определение материала для
цитирования; -участие в дискуссиях; -участие в электронных
конференциях, форумах и пр.; -консультации с экспертами | Объясняет, переводит, демонстрирует | Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение | Отбирается дополнительная
информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии: -изучаются содержание и
организация информации; -разрабатывается план анализа,
использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и
демонстрации результатов исследования, сделанных выводов; -определяются объем, качество и
надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную
информацию | Решает проблемы, демонстрирует знания | Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ | Рассматриваются и применяются
первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников: -изучается и сравнивается
информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность,
валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней
позицию или возможное отрицательное воздействие; -анализируются структура и логика
приводимой аргументации; -распознаются предубеждения,
обман, манипуляции; -рассматриваются культурный,
физический или другой контекст, в котором была подана информация, и
осмысливается ее влияние на понимание информации | Анализирует, обсуждает, раскрывает | Ответьте почему, проанализируйте,
разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) | Проводится обобщение основных идей
для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется,
оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли
попытки устранить различия: -устанавливается взаимосвязь между
различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с
сопутствующими аргументами; -первоначальные обобщения,
суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования
новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации; -рассматриваются различные точки
зрения на проблему, имеющиеся в литературе; -определяется, принять или
отвергнуть встречающиеся точки зрения | Обобщает, формулирует, планирует | Составьте, постройте, придумайте,
пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка | Проводится сравнение нового знания
с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого
для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные
характеристики информации: -определяется, соответствует ли
информация изучаемой теме или требуется другая информация; -определяется, не противоречит ли
данная информация полученной ранее из других источников или, возможно,
дополняет ее; -делаются выводы, заключения на
основе собранной информации; -определяется возможная
достоверность и обоснованность сделанного заключения; -новая информация интегрируется с
ранее полученной информацией или знанием; -отбирается информация, которая
обеспечивает доказательность рассматриваемой темы |
|
|