«Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения,

условие развития творческих способностей»

Назад Читать далее

1. Что нового узнали о понятии «критическое мышление»?
2. Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие "Критическое мышление"
3. Что Вам мешало в тренинге?
Группа 1
1. Понятие "критическое мышление" - неоднозначное, бесконечное и необходимое в жизни каждого человека.
Это процесс получения новых знаний с помощью анализа собственного опыта и вновь приобретенных знаний.
2. Несомненно, помогли глубже осмыслить понятие "критическое мышление" такие приемы, как сотавление кластера, денотантного графа, работа с текстами, сотрудничество в группе . Грамотная организация занятия, доброжелательное отношение, учет мнений каждого тоже помогли. еще бы составить синквейн - было бы совсем замечательно!
3. Мешало нарастающее чувство голода.  Всем огромное спасибо!
Группа 2
1. Новые знания в понятии "Критическое мышление":
1)термин "анализ" больше относится к понятию "критическое", а не к понятию "мышление"
2) не существует однозначного определения понятия "критическое мышление"
2. Глубже осмыслить понятие "Критическое мышление" помогли:
1) прием составление денотатного графа
2) формулировка характеристик критического мышления при составлении кластера
3) систематизация имеющихся и новых ЗУНов.
3. Нам мешало в тренинге:
Увлеченность философским смыслом предложенных к обсуждению понятий уводило нашу группу в сторону.
Группа 3
1. Разрозненные знания привели в систему. Более детально поработали над понятием определения критического мышления. Развели понятия "критическое" и "мышление", а затем выстроили между ними логическую цепочку.
2. Мозговой штурм. Составление кластера "характеристики критического мышления". Для некоторых участников было новым использование Денотатного графа.
3. Работа в тренинге была интересной и эффективной, но мы считаем, что надо было жестче ограничивать время работы в группах.
Задание «Качество информации»
    • Познакомьтесь с приемами, помогающими проанализировать и оценить качество информации:
Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений.
Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.
Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.
В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?
Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?
В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?
Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?
Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?
Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?
    • Познакомьтесь со статьей В. Рогачева «Тайны Бермудского треугольника» (Приложение 3)
    • Проанализируйте статью, используя приемы анализа и оценки качества информации.
    • Постарайтесь так организовать работу в группе, чтобы успеть выполнить задание за 10 минут.
   • Что вы можете сказать о прочитанной статье? Запишите мнение группы и приготовьтесь поделиться вашим анализом с другими группами.

Группа 1

Относительно качества информации в данном документе можно сказать следующее. В статье высказаны факты, которые можно проверить, но также присутствует и субъективное мнение автора. На наш взгляд, в статье больше интерпретаций и суждений, чем конкретных аргументированных фактов.

Для нас некоторая информация, данная в статье не представляет ценности: ссылка на американские телеканалы и передачи, рассмотрение законопроекта американским конгрессом об увековечении памяти погибших.

Мы не можем полностью доверять этому источнику информации, т. к. нет ссылок на конкретные документы. Информация носит научно- популярный характер. Автор предлагает принять эти суждения на веру. Не можем проверить насколько точна информация. Для этого нам придется искать документы, подтверждающие ее обоснованность. В своей оценке статьи мы опирались на субъектный опыт нашей группы.

Приводятся несколько разных точек зрения, но они не являются альтернативными и не оспариваются автором

Группа 2

Нет фактов, поддающихся проверке раскрытия тайны Бермудского треугольника. Все предположения пока недоказуемы, и некоторые из них слабо аргументированы. Цель автора привлечь внимание к данной проблеме, хотя своей точки зрения на данный феномен у него нет. И в качестве вывода он делает заключение, что "тайна остаётся тайной".

Группа 3

Приведённые факты устрашающи, но все они требуют основательной проверки. Так как прошло более шести десятков лет, проверить все гипотезы практически не возможно. Предположения остаются только предположениями. А если он?

    • Какую стратегию вы использовали для того, чтобы выполнить задание в отведенное время?

    • Как можно воспользоваться предложенной схемой при планировании проекта детьми? Для каких видов работ она больше всего подходит?

Значение вопросов для развития критического мышления

Текст А

Таксономия Б. Блума широко используется педагогами, занимающимися проблемой формирования критического мышления. Он указывает на шесть областей применения критического мышления.

1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.

2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).

3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).

4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).

5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).

6. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).

Навыки

Содержание

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:
-устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
-устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Впитывает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания:
-имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;
-проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;
-осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;
-чтение текста и отбор основных идей;
-переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;
-определение материала для цитирования;
-участие в дискуссиях;
-участие в электронных конференциях, форумах и пр.;
-консультации с экспертами

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:
-изучаются содержание и организация информации;
-разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;
-определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:
-изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;
-анализируются структура и логика приводимой аргументации;
-распознаются предубеждения, обман, манипуляции;
-рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации
Анализирует, обсуждает, раскрывает
Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
Обобщение (синтез)
Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:
-устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;
-первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;
-рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;
-определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения
Обобщает, формулирует, планирует
Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Оценка
Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:
-определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;
-определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;
-делаются выводы, заключения на основе собранной информации;
-определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;
-новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;
-отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

 

 

Назад Читать далее