Что такое ФГОС?

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

                                                                                                          А.С. Пушкин

Когда мы говорим о воспитании мы, прежде всего, говорим о воспитании гражданина и личности. Для этого мы должны понимать, какими качествами эта личность должна обладать и что является основой понятия «современный гражданин России». На протяжении последних десятилетий мы часто слышим, что школа должна воспитывать, транслировать ценности, говорить о морали и нравственности, о семейных ценностях. В одном из Посланий Президента РФ было сказано о том, что «мы строим открытое гражданское общество». Социальная справедливость, свобода – личностная, индивидуальная, жизнь человека, семейные традиции, любовь и верность, патриотизм, вера в Россию и глубокая привязанность к родному краю, межнациональный мир – вот те ключевые компетенции, которые, по мнению Президента должны быть сформированы у подрастающего поколения в современных условиях расслоения общества и изменений личных запросов в сфере образования. Таким образом, возникает принципиально новая задача – выделить и согласовать потребности личности, общества и государства. В сложившихся в нашей стране условиях реализовать данную задачу под силу лишь системе образования и потому именно на эту систему и возложена столь почетная миссия как преобразование российского общества. Каким же образом можно решить столь непростую и сложную задачу? Ответ лежит на поверхности  - лишь путем глубоких трансформаций и нововведений, а именно введением стандартов второго поколения. Так что же такое ФГОС?

По сути, ФГОС – это общественный договор, система взаимных требований и обязательств со стороны всех участников образовательного процесса: общества, родителей, государства, бизнеса. Что же при этом подразумевается под взаимными требованиями и обязательствами?

Сегодня общество делает заказ на воспитание достойного и успешного поколения граждан. «Достойность и успешность» - это, прежде всего, владение достаточным объёмом знаний и умений, определённый набор компетенций, связанных с непосредственной деятельностью, высокий уровень интеллектуальной, нравственной, художественной культуры выпускника; преданность идеям демократии, свободы, гуманизма, национальным и общечеловеческим ценностям, т.е.  личностный статус обучающегося – члена общества. Таким образом, общественный, государственный запросы и запросы бизнеса оказываются тесно взаимосвязанными.

Каковы же в этом случае ожидания родителей, а точнее сказать каков запрос семьи?

Вот мнение Ольги Карабановой, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ: «Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленной цели иными словами был полностью социализированным». Исходя из собственного опыта работы и будучи не только учителем, но и матерью, я с этим мнением полностью согласна. Сегодня родители ожидают, что школа будет ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, будет готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению. И как мне кажется в этом и проявляется взаимосвязь семейного, общественного и государственного запроса (требований).

Каким же образом новые стандарты призваны реализовывать эти социальные запросы?

Обычно мы говорим, что задачей системы образования является реализация права каждого гражданина на получение бесплатного, доступного и качественного образования. В новых стандартах речь идет об ответственности всех субъектов образовательной деятельности за соблюдение этого права. Эта система ответственности оговаривается между семьёй, школой и муниципалитетом об их солидарной ответственности за реализацию стандарта. Государство в первую очередь ответственно за формирование финансовой и материально-технической базы, обеспечение профессионально пригодными  или правильнее сказать компетентными кадрами, семья в содействии со  школой - за обучающий и воспитательный аспекты. Однако особое внимание в стандарте уделено методологии образования, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;

- постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, креативность, диалогичность с другими культурами, умение решать конфликты мирным путем, лояльность государству, рефлексивность, критичность мышления, социальный оптимизм;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ним задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и в новое знание;

- общекультурное и личностное развитие учащихся посредством реализации различных образовательных программ, в том числе за счет реализации программы формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение содержания образования, но и создающих функциональный базис для дальнейшего образования и профессиональной деятельности, понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования.

Таким образом, деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, а также сформировать портрет выпускника современной школы как деятельностного, любознательного, креативно мыслящего молодого человека, уверенного в себе и в своих силах и знаниях, обладающего исследовательскими способностями, коммуникабельного, имеющего навыки самоорганизации, настроенного «на обучение в течение всей жизни». Кроме того, именно такой подход позволяет удовлетворить все социальные запросы и сделать школу ответственной за результат своей деятельности. Именно поэтому можно сделать вывод о том, что ФГОС – это назревшая необходимость, обусловленная современными социокультурными и образовательными реалиями, позволяющими реализовать индивидуальные (семейные) интересы, такие как личностная, социальная и профессиональная успешность; общественные – безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость и благосостояние, и в конечном итоге государственные интересы – национальное единство и безопасность, развитие личностного потенциала, конкурентоспособность.

 

О.В. Чепель,

Заместитель директора по УР

МКОУ Столбовская СОШ